Автозаводы России: ЗиЛ
Завод имени Лихачева – легендарный российский автопроизводитель, одно из старейших предприятий с богатой историей. В течение многих лет он обеспечивает страну высококачественными и функциональными грузовиками, которые эффективно используются для решения широкого спектра задач. Однако сегодня, по всей видимости, легенда отечественного автомобилестроения доживает свои последние дни.
Часть 1: АВТОВАЗ.
Часть 2: КамАЗ.
Часть 3: ГАЗ.
История ЗиЛ
Датой основания предприятия является 2 августа 1916 ода. В этот день в Тюфелевской роще в Москве был заложен новый автомобильный завод АМО. В первое время предприятие занималось крупноузловой сборкой грузовых автомобилей Ф-16, закупленных у итальянской компании Fiat.
Всего заводу удалось собрать около полутора тысяч этих автомобилей. Однако в 1918 году завод был национализирован, и производство Ф-16 было остановлено. В период с 1919 по 1923 год завод занимался, главным образом ремонтом автомобилей и производством двигателей для автомобилей, а также изготавливал танковые двигатели.
В 1923 году заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро. Начиная с 1925 года, предприятие получило название 1-й Государственный автомобильный завод. С 1 октября 1931 года он был переименован в Завод имени И.В. Сталина (ЗиС).
После того, как к руководству предприятием пришел А.И. Лихачев, завод начал активно развиваться. В этот период начинается производство широкого модельного ряда автомобилей, выпускающихся по американским лицензиям. К 1934 году на заводе выпускалось уже около 100 тысяч автомобилей в год.
В дальнейшем завод выпускал широкий спектр автомобилей. В том числе здесь производились правительственные лимузины, легковые автомобили, городские автобусы. Однако основу модельного ряда, конечно же, представляют грузовики. Одной из самых популярных моделей в СССР был легендарный ЗИЛ-130, который выпускался в течение 30 лет с 1964 по 1994 год.
В 1956 году предприятию было присвоено имя Завод имени Лихачева. С 1971 года он был преобразован в производственное объединение, в состав которого вошло более 15 заводов.
ЗиЛ в наше время
Легендарное автопредприятие в сентябре 1992 года было преобразовано в «Открытое Акционерное Московское Общество» - Завод имени И. А. Лихачева. За период активной деятельности с 1924 по 2000 год здесь было произведено:
- почти 7 миллионов 800 тысяч грузовых автомобилей;
- почти 39 тысяч автобусов;
- свыше 11 тысяч представительских легковых автомобилей.
К сожалению, автопроизводителю так и не удалось полностью преодолеть последствия кризиса 90-х годов прошлого века. В 1994 году по инициативе мэра Москвы Ю. Лужкова здесь было освоено производство малотоннажного грузовика «Бычок», который стал неплохо продаваться. Начиная с 2011 года, модель собирается на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ».
В период 90-х годов предприятие пережило катастрофическое снижение объемов производства до 7,2 тысяч автомобилей в год. После 2000 года объем производства возрос до 20 тысяч грузовиков, однако затем вновь начал снижаться. В итоге в 2010 году предприятие выпустило лишь немногим более 1200 грузовых автомобилей, а в 2013 году – всего 95 автомобилей.
В течение всего периода после 2000 года ЗИЛ неоднократно пытался выйти на инвестора, который смог бы возродить производство. Однако в конечном итоге все эти попытки не принесли результата. В 2013 году производство автомобилей и запчастей на предприятии было полностью свернуто. На данный момент компания готовится к ликвидации.
В настоящее время идет снос производственных мощностей ЗИЛ, на месте которых планируется строительство объектов различного назначения.