Реестр залоговых автомобилей
Покупка автомобиля, находящегося в залоге у банка или под другим обременением, грозит новому владельцу серьезными проблемами и финансовыми неприятностями. В качестве решения этой проблемы предложен реестр залоговых автомобилей, работающий в нашей стране с 2014 года.
Для чего нужен реестр залоговых автомобилей
Необходимость в создании реестра кредитных автомобилей назрела в нашей стране уже достаточно давно. Одним из главных рисков для покупателя на вторичном рынке является приобретение автомобиля, находящегося в залоге у банка или лизинговой компании. В этом случае он с большой долей вероятности просто потеряет машину, и не сможет потребовать возмещение с недобросовестного продавца.
До недавнего времени существовали лишь косвенные признаки, позволяющие определить возможное наличие залога на приобретаемый автомобиль. К таким признакам относится дубликат ПТС, слишком малый «возраст» автомобиля, подозрительный продавец и т.д. Только с 1 июля 2014 года появился действительно эффективный инструмент – реестр кредитных автомобилей.
Теперь при оформлении залога банки должны вносить информацию об автомобиле в реестр. Если такая информация внесена не будет, то при перепродаже машины, банк утратит право требования залога. В свою очередь покупатель имеет возможность проверить в онлайн-режиме по VIN-коду, находится ли ТС в залоге.
Кому выгоден реестр кредитных автомобилей:
- покупателям, которым реестр залоговых автомобилей позволяет избежать покупки кредитной машины;
- банкам и лизинговым компаниям, которым реестр позволяет избавиться от проблем с залогом;
- правоохранительным органам и государству в целом.
Проблемы реестра кредитных автомобилей
С самого начала действия реестра залоговых автомобилей участники рынка отмечали целый ряд проблем, связанных с его использованием.
Основные недостатки действующего механизма:
Ведение реестра | Реестр ведется нотариусами. Внесение информации залогодержателями осуществляется на платной основе. |
Тарифы | Критике подвергается значительный размер тарифов (600 рублей за запись), в результате которого некоторые банки отказываются предоставлять информацию. |
Использование реестра | Вопреки первоначальным предложениям, органы ГИБДД не обязаны проверять информацию в реестре залоговых автомобилей при совершении регистрационных действий. Возможность проверки предоставлена покупателю, что нельзя назвать самым эффективным решением. |
В связи с этими недостатками Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) было выдвинуто предложение о передаче реестра залоговых автомобилей в ведение Центробанка. Решение должно быть принято до 1 июля 2015 года. Также регулятором прорабатываются рекомендации по совершенствованию механизма ведения и использования реестра.
Будем рассчитывать на повышение эффективности реестра залоговых автомобилей.