Масштабная реформа автошкол в России
Необходимость реформирования системы автошкол в нашей стране назрела уже очень давно. Главным фактором, безусловно, является коррупция, благодаря которой большое количество водительских удостоверений выдается лицам, вообще не прошедшим обучение. В 2014 году реформа наконец-то была начата и с 12 августа вступила в силу, однако к ее содержанию и методам проведения остается немало вопросов.
Изменения в программе
Масштабная реформа автошкол в 2014 году проводится под руководством Министерства образования. Основным направлением стало изменение обязательной учебной программы, которая стала больше и сложнее. Принципиальным изменением можно считать то, что по результатам обучения все ученики, успешно сдавшие экзамен в ГИБДД получают профессию, а не просто водительское удостоверение. Это дает им право работать водителем.
Основные изменения по сравнению со старой программой обучения по категории B:
Показатель | Старая программа | Новая программа |
---|---|---|
Время обучения теории | 106 часов | 134 часа |
Практическое обучение | 50 часов | 56 часов |
Срок обучения | возможность прохождения ускоренных курсов | не менее 3,5 мес. |
Возможность сдачи экзамена в ГИБДД экстерном | да | нет |
Также при сдаче экзаменов в ГИБДД введены дополнительные вопросы за неправильные ответы. Каждый такой ответ будет «стоить» 5 дополнительных вопросов.
Изменения для автошкол
Введение реформы ощутили на себе и автошколы. Требования к ним существенно ужесточились. В частности, основными требованиями являются:
- ведение учебного процесса в соответствии с новыми требованиями;
- повышение уровня квалификации преподавателей;
- расширение штата с введением дополнительных ставок психологов;
- обязательное наличие автодрома площадью не менее 0,24 га;
- обновление автопарка.
Проверку в ГИБДД на соответствие этим требованиям должны пройти все действующие автошколы.
Вполне естественно, что такие изменения вызвали крайне неоднозначную реакцию участников рынка: Для соответствия новым требованиям многие автошколы вынуждены нести значительные затраты. Особенно актуальной эта проблема является для небольших автошкол. Кроме того, большие сложности вызывает повышение уровня требований к преподавательскому составу, что в автошколах склонны считать необоснованным.
Проблемы для водителей
Как водится, любая крупная реформа в нашей стране затрагивает, прежде всего, простых граждан. Не является исключением и масштабная реформа автошкол 2014 года, которая «удачно» совпала с введением водительских удостоверений нового образца. Тем самым для водителей и людей, желающих получить права, добавились новые проблемы.
Основным следствием введения реформы стало существенное удорожание услуг автошкол, которые компенсируют свои издержки за счет увеличения цены. Уже сейчас обучение и получение водительских прав в Москве обходится около 40 тысяч рублей, а в регионах – 25-30 тысяч рублей.
В декабре 2014 года появились сообщения и возможности новой проблемы для водителей. Дело в том, что из более 11 тысяч автошкол в России на данный момент проверку ГИБДД успешно прошло только около 1,8 тысяч заведений. Однако большинство остальных автошкол продолжают свою деятельность в «сером» режиме. По мнению ГИБДД такие школы проводят обучение, оформляя документы задним числом (до вступления в силу изменений).
Представители ГИБДД сообщили о планах по закрытию всех «серых» автошкол при участии прокуратуры. При этом также планируется аннулировать все водительские удостоверения, граждан, обучавшихся в этот период в таких школах. По оценкам экспертов, такая мера может затронуть интересы сотен тысяч водителей.
Будем надеяться на более продуманную и успешную реализацию реформы.