Верховный суд намерен обобщить судебную практику по ОСАГО
Часть 1: В Москве будут штрафовать за парковку на газонах.
Часть 2: За три нарушения в год будут лишать прав.
Часть 4: РСА повысил стоимость деталей в справочнике ОСАГО.
Обязательное страхование гражданской ответственности водителей традиционно считается наиболее сложным видом автострахования в плане взаимодействия участвующих сторон. В этой сфере возникает максимальное количество конфликтных ситуаций между водителями и страховыми компаниями, которые разрешаются в суде. В связи с этим Верховный суд РФ решил обобщить существующую судебную практику в вопросах ОСАГО.
Приход к единому стандарту
О ведении работы по обобщению судебной практики заявил судья Верховного суда во время встречи с представителями страховых компаний и банков. По его словам страхование ОСАГО в последнее время превратилось в очень чувствительную сферу, в которой участвуют все без исключения автовладельцы. Это неизбежно рождает большое количество конфликтных ситуаций.
Учитывая это, уже давно назрела необходимость прихода к единому толкованию многих вопросов, связанных со страхованием ОСАГО. В связи с этим Верховным судом принято решение обобщить существующую судебную практику в данной сфере. Результаты этой работы будут представлены в обзоре, объем которого составит более 100 страниц.
В рамках данной работы ВС РФ обратился к судьям с тем, чтобы они сформулировали вопросы, которые у них возникают в ходе рассмотрения дел, связанных со страхованием ОСАГО. Всего в Верховный суд поступило около 200 вопросов, в том числе:
- от судов общей юрисдикции – около 150 вопросов;
- от арбитражных судов – около 100 вопросов.
Как пояснил Виктор Момотов, в ВС поступают те вопросы, по которым отсутствует общее понимание, результатом чего становится принятие разных решений разными судами по аналогичным делам. Именно поэтому и возникла необходимость обобщения судебной практики.
В представленном Верховном судом обзоре будут окончательно сформулированы правовые позиции по спорным вопросам, которые будут обязательными к исполнению всеми судами после утверждения этого документа президиумом ВС РФ.
Спорные вопросы
Как сообщил Виктор Момотов, основное количество спорных вопросов связано с жалобами заявителей на недостаточный размер страховых выплат. При этом судья ВС отметил, что высший судебный орган не будет идти на поводу какой-либо из сторон. Очень важно, чтобы был соблюден баланс: и автовладельцы, и страховщики обязаны действовать в рамках существующей законодательной базы.
На сегодняшний день, по словам судьи, имеется масса злоупотреблений, как со стороны страховщиков, так и со стороны страхователей. Безусловно, эффективным инструментом является единая методика расчета размера затрат на восстановление поврежденного транспортного средства.
Однако и этот инструмент сегодня несовершенен. По мнению судьи, необходимо более часто пересматривать цены на детали и агрегаты автомобилей в связи с тем, что именно из-за разницы фактических и расчетных цен возникает большое количество споров в сфере обязательного страхования гражданской ответственности водителей.
Одним из наиболее болезненных вопросов со стороны страховых компаний является деятельность так называемых «автоюристов». Это специалисты, которые занимаются скупкой права требования страховых выплат у владельцев автомобилей, после чего добиваться от страховых компаний максимальных выплат, в том числе выплат пени и штрафных санкций.
По словам Момотова, у Верховного суда нет претензий к деятельности «автоюристов». Главное, чтобы они действовали в правовом поле. При соблюдении этого условия их деятельность, наоборот, способствует более прозрачной и профессиональной работы страховых компаний во взаимоотношениях с клиентами.
Будем надеяться, что с выходом обзора ВС РФ в сфере ОСАГО станет больше порядка.