РСА хочет создать союз операторов техосмотра
Часть 1: Рецепт борьбы с автоюристами от компании МАКС.
Часть 2: Ужесточена ответственность за навязывание допуслуг по ОСАГО.
Часть 4: Идея госкомпании по ОСАГО материализуется.
Российский союз автостраховщиков предложил создать новый профильный национальный союз для контроля за деятельностью операторов техосмотра. Эта инициатива РСА стала ответом на предложение МВД о передаче контроля за техосмотром другому ведомству.
Суть вопроса
В начале июня 2016 года Министерство внутренних дел подготовило законопроект, которым предусматривается целый ряд нововведений в сфере проведения техосмотра транспортных средств. В том числе предлагается изменить порядок аккредитации операторов ТО, обеспечить участие сотрудников МВД в аккредитации и проверках материально-технической базы таких операторов.
Как известно, сейчас контроль за деятельностью операторов техосмотра осуществляет Российский союз автостраховщиков. В МВД недовольны качеством этого контроля. Как отмечают в министерстве, сегодня реальный контроль практически отсутствует. Результатом этого стало широкое распространение случаев различных нарушений, включая фальсификацию данных о прохождении ТО. Также имеет место большое количество случаев предоставления некачественных услуг техосмотра.
По оценке ведомства, результатом нарушений в сфере техосмотра становится значительное повышение аварийности на дорогах с участием неисправных транспортных средств. В первую очередь, это относится к происшествиям с участием легковых автомобилей и мотоциклов. В соответствии с данными, приведенными в пояснительной записке к законопроекту, за последние четыре года число погибших в таких ДТП выросло на 91 % (256 человек), а раненных – на 156 % (2282 человека).
Основными видами технических проблем, приводящих к ДТП, за этот период стали неисправности:
- тормозной системы;
- рулевого управления;
- внешнего освещения;
- ходовой части и шин.
В связи с этим министерство предложило усилить государственный надзор за техосмотром. В частности, предложено передать от РСА Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации) функцию аккредитации операторов ТО. Кроме того, предложено создавать аккредитационные комиссии с обязательным участием представителей МВД, которые будут осуществлять проверки материально-технической базы операторов техосмотра и наличия у них компетентных кадров для оказания качественных услуг.
Предложение РСА
Понятно, что РСА не желает терять контроль за техосмотром. Поэтому в союзе автостраховщиков был разработан собственный комплекс мер, призванный устранить имеющиеся проблемы в данной сфере (их наличие РСА признает).
Выход из ситуации страховщики видят в создании единого национального союза операторов техосмотра. Этот союз должен стать заменой действующих сегодня шестидесяти СРО. Национальный союз должен будет осуществлять контроль за деятельностью операторов, их ценообразованием и качеством услуг.
Для реализации данной идеи предлагается внести соответствующие поправки в законодательство, ввести электронную подпись операторов ТО. Также предлагается передать базу данных по техосмотру в ведение РСА. Сейчас ее контролирует МВД.
Также в РСА предложен ряд мер, очевидно, в качестве компромисса с МВД. В частности предложено передать органам внутренних дел ключевые надзорные функции. Основной из них является право ГИБДД штрафовать водителей не прошедших технический осмотр. Также предлагается закрепить за ГИБДД функцию административных расследований в отношении операторов техосмотра при поступлении соответствующих жалоб.
Аккредитацию операторов техосмотра, по задумке Российского союза автостраховщиков, должны осуществлять объединенные комиссии. В их состав предлагается включать представителей МВД, Минтранса и собственно РСА.
Нам же остается ожидать изменений в сфере администрирования техосмотра.