м.Аннино, Варшавское шоссе, 170а с5
Часы работы: ПН-ПТ 9:00-18:00, СБ 9:00-14:00
Мобильное меню
Мы аккредитованы в Российском Союзе Автостраховщиков
Российский Союз Автостраховщиков
Все эксперты-техники включены в реестр Министерства Юстиции РФ
Министерство Юстиции РФ
Мы состоим в Обществе профессиональных экспертов и оценщиков
Общество профессиональных экспертов и оценщиков
Вторник, 01 Ноябрь 2016 12:45

Новости октября: Процедура обжалования штрафов ГИБДД будет проверена Генпрокураторой

Генеральная прокуратура РФ приняла к рассмотрению запрос ряда граждан, включая эксперта ОНФ по безопасности дорожного движения Катерину Соловьеву, о законности порядка обжалования штрафных постановлений, которые выписываются ГИБДД (так называемых «писем счастья»). В частности заявители указывают на незаконность требования об обязательном заверении электронной подписью жалоб, подаваемых в электронном виде.Новости октября: Процедура обжалования штрафов ГИБДД будет проверена Генпрокураторой

Незаконная практика обжалования?

В настоящее время водители имеют возможность обжаловать штрафное постановление ГИБДД двумя способами: путем отправки жалобы обычной почтой и в электронном виде. Разумеется, второй вариант является более удобным для большинства водителей. Однако именно вокруг него и возникла проблема.

Для «электронного» обжалования штрафа водитель должен выполнить следующие действия:

  • заполнить бланк жалобы на сайте ГИБДД;
  • отправить документы, подтверждающие незаконность выписанного штрафа;
  • подписать свое обращение электронно-цифровой подписью.

Камнем преткновения стал пункт об электронно-цифровой подписи. Дело в том, что получить ЭЦП можно в специальном центре, имеющем аккредитацию Минкомсвязи. Сегодня в России действует более 400 таких центров. Однако их услуги платные. Стоимость получения ЭЦП в разных центрах составляет от 1,5 до 4 тысяч рублей.

По мнению Катерины Соловьевой, данная практика обжалования штрафных постановлений является незаконной. Заявительница отмечает, что порядок обжалования штрафов определяется главой 30 КоАП РФ, в которой ничего не говориться по поводу ЭЦП. Более того, Соловьева обращает внимание на тот факт, что при подаче жалоб, не связанных с «письмами счастья», ГИБДД не требует подписания их ЭЦП.

В своем обращении в Генпрокуратуру Соловьева подчеркивает, что данный порядок не только ограничивает граждан в их праве обжалования штрафных постановлений, но и фактически привязывает реализацию этого права к получению дополнительных услуг на платной основе.

Проблема требует решения

Решение процедуры обжалования штрафов ГИБДДНа данный момент данная проблема действительно является актуальной. Это связано с ростом количества автоматических комплексов фиксации нарушений. Соответственно, возрастает и количество выписанных с их помощью штрафов.

Так, по всей России сегодня установлено свыше 10 тысяч комплексов фиксации нарушений. В течение трех кварталов текущего года с их помощью было выписано около 50 миллионов штрафов. Около 20 % из этого числа приходится на Москву. При этом водители за данный период направили в ГИБДД более 167 тысяч жалоб на законность штрафных санкций. Большинство таких обращений (118 тысяч) было направлено именно в электронной форме.

В ГИБДД необходимость применения ЭЦП объясняют требованием КоАПП, в соответствии с которым обжаловать штраф может либо сам участник дела об административном правонарушении, либо его законный представитель. В связи с этим, по мнению ГИБДД, возникает необходимость идентификации заявителя. При направлении жалобы простым письмом для идентификации используется обычная подпись, а при электронном обращении – ЭЦП.

Эксперты обращают внимание на некоторое лукавство в позиции ГИБДД. В частности, президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что электронная подпись фактически не является гарантированным способом идентификации заявителя. При этом непонятна фактическая цель защиты при помощи ЭЦП в данном случае, поскольку обжаловать чужой штраф не имеет никакого смысла.

По мнению Травина, вполне достаточным способом идентификации мог бы быть отсканированный вариант бумажного заявления, заверенного подписью заявителя. А вот координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов обращает внимание на тот факт, что жалобы на штрафы ГИБДД вполне могли бы отправляться через сайт госуслуг, где предусматривается бесплатная идентификация.

Генпрокуратура подтвердила получение запроса Соловьевой и должна провести проверку в течение 30 дней.