Новое в ОСАГО: РСА готовит изменения в расчете «бонус-малус»
Часть 1: Новое в ОСАГО: РСА готовит неприятный сюрприз для водителей.
Часть 3: Новое в ОСАГО: Водители поддерживают проверку ОСАГО камерами фиксации.
Часть 4: Новое в ОСАГО: Страховщики не рады электронному ОСАГО.
Одним из принципов современной системы страхования ОСАГО является применение понижающих коэффициентов за безаварийную езду, т.н. «бонус-малус». Российским союзом автостраховщиков подготовлены предложения по изменению порядка расчета этого коэффициента, которые призваны устранить некоторые спорные моменты. Проект изменений направлен РСА на согласование в Центробанк.
Коэффициент «отвязывают» от автомобиля
Применяемый сегодня принцип начисления понижающего коэффициента «бонус-малус» предусматривает, что за год безаварийной езды водитель получает скидку на приобретение полиса ОСАГО на следующий год в размере 5 %. Ежегодно может добавляться новая скидка, и ее максимальный размер может составить 50 %. Для тех водителей, которые допускают аварии, наоборот, стоимость ОСАГО может увеличиться максимум в 2,45 раза.
По мнению многих экспертов существенным недостатком действующей системы является «привязка» коэффициента к конкретному автомобилю. Если транспортным средством имеют право управлять несколько водителей, и один из них совершает аварию, то права на скидку лишаются все водители. В результате страдают добросовестные участники движения.
Для устранения данной ситуации Российский союз автостраховщиков разработал ряд изменений в порядок начисления понижающего коэффициента. В том числе проектом предусматриваются следующие изменения:
- Лишение страховых компаний права присваивать коэффициент «бонус-малус».
- Передача этого вопроса централизованно в ведение РСА.
- Отмена скидки на страховые полисы по автомобилям, к управлению которыми допущен неограниченный круг лиц.
В случае одобрения проекта Центробанком, водителей ожидают достаточно существенные изменения в ОСАГО.
Что изменится практически
Важным принципиальным изменением, в соответствии с предложениями РСА, является то, что страховые компании будут лишены права присваивать водителям коэффициент «бонус-малус». Эту прерогативу предлагается предоставить непосредственно Российскому союзу автостраховщиков.
Предполагается, что РСА наладит централизованную систему контроля, которая позволит отслеживать, кто конкретно совершает ДТП. Таким образом, должна быть реализована «отвязка» коэффициента от транспортного средства. В результате введения этого новшества каждый водитель будет отвечать сам за себя.
Другой важный момент заключается в том, что при страховке «без ограничения круга лиц» понижающий коэффициент вообще присваиваться не будет. Логика страховщиков в данном случае вполне понятна. Среди лиц, допущенных к управлению авто, могут быть как обладатели полной пятидесятипроцентной скидки, так и новички, или водители, допустившие аварию.
В случае утверждения проекта изменений автовладельцам, желающим приобрести страховой полис «без ограничения круга лиц», придется платить за него в 2,45 раза больше. Фактически это означает, что данный вид страхования изживает себя. Его не планируют запрещать напрямую, но делают экономически нецелесообразным для водителей.
Данные изменение предполагается ввести в действие с 1 января 2017 года. При этом в переходный период спорным моментом является порядок расчета коэффициента у владельцев, которые страхуют разные машины в разных компаниях и обладают двумя значениями «бонус-малус». Также вопросы могут возникнуть с обладателями полисов «без ограничения круга лиц», которые уже имеют определенный размер скидки.
По заверениям разработчиков документа, водители, не допустившие ДТП в течение 2016 года, никак не пострадают от введения изменений.
В случае введения изменений расчет «бонус-малус» должен стать более справедливым.